Общественная организация инвалидов "Родына": (044) 497-17-05
Главная » Статьи » Реабилитационный центр "Родына"

Метод Фельденкрайза

Каждый может получить пользу от занятий по методу. В процессе жизни мы накапливаем в теле различные напряжения,  следуя сформировавшимся привычкам занимаемся только определенной деятельностью и незаметно становимся ограничены тем, что делаем, а также сложившимися представлениями о себе и о своем теле. Постепенно это сказывается на том, как мы функционируем — наши возможности в движении становятся все более скудными, мы становимся заложниками однажды сформированных способов действовать. Мы считаем это нормой, потому что это единственное, что мы знаем, нам не с чем сравнить. Большинство людей проходит через всю жизнь с огромным количеством напряжений, основной проблемой становится то, что мы так и не получаем знаний о том, как еще мы можем действовать, более легко и естественно.

 

Не осознавая этого, мы не можем остановить этот процесс и научиться использовать себя заново — мы не можем научиться управлять тем, как мы двигаемся и действуем вообще. Ярче всего этот эффект проявляется с возрастом или в результате нарушения двигательных функций, но даже спортивные молодые люди часто не подозревают о том, насколько может быть улучшено их состояние и деятельность за счет метода Фельденкрайза.

Люди занимаются методом по разным причинам: для того, чтобы решить проблемы со здоровьем (нарушения осанки, проблемы со спиной, последствия перенесенных травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата и нервной системы, мышечная скованность, последствия ДЦП, рассеянного склероза и другие случаи, в первую очередь те, где проблема связана с моторными нарушениями и использованием своего тела), улучшить результаты в танцах, боевых искусствах, хатха-йоге, любом виде спорта или творчества, улучшить осознанность выполнения каждодневных действий для большего комфорта (к примеру, устранить боли и напряжения при работе за компьютером, сделать подъем по лестнице не требующим усилий) или для исследования возможностей собственного тела.

Метод Фельденкрайза преподается в двух формах: уроки Осознавания через движение и Функциональной интеграции.

  1. Уроки Осознавания через движение либо преподаются в группах (инструктор голосом направляет занимающихся через серию движений, которые обычно выполняются лежа на полу), либо ими можно заниматься индивидуально, слушая запись урока и самостоятельно выполняя описываемые действия (многие уроки доступны в аудиозаписи или в текстовом виде). Движения медленные, мягкие и несут характер исследования, поиска новых способов выполнения того, что обычно люди делают автоматически. Инструктор помогает ученикам направить внимание на мельчайшие и в то же время важные нюансы выполнения движений, которые не замечаются, когда мы двигаемся как обычно.
  2. Функциональная интеграция — это индивидуальная работа, в процессе которой практик своими руками работает с движениями клиента с той же целью, что и во время групповых занятий — научить человека понимать на телесном уровне как возможно выполнять то или иное действие более эффективно и легко. Фактически, в этом процессе практик благодаря развитой чувствительности производит мануальное переобучение клиента, помогая ему почувствовать свое тело по-новому и способствуя нахождению новых способов движения.

Можно сказать, что занятия с профессиональным практиком могут принести большую пользу в сложных ситуациях, но самостоятельные занятия уроками Осознавание через движение делают метод более доступным.

Осознавание через движение Функциональная интеграция

В результате применения метода обычно происходит следующее:

  • Человек начинает обращать внимание на собственное тело и открывает для себя, как, оказывается, он может приятно и легко двигаться в любом возрасте, при любой начальной физической подготовке. Происходит своеобразный возврат в детство, когда хочется двигаться просто потому что напряжения в теле больше не препятствуют этому, а каждое движение дает ощущение потрясающей легкости, контролируемой скорости и радости.
  • Учитывая понимание тела в своей деятельности и часто осознав, что раньше сильно напрягался в чем-либо, человек умнеет и приобретает заинтересованность делать все легче и проще (как и во многих методах оздоровления, улучшается коммуникация между телом и психикой). В процессе совершения открытий в своих обычных движениях, увеличения осознавания и нахождения путей делать вещи, ранее для него невозможные, человек часто изменяет представление о себе самом и своих возможностях, а также переоценивает свои привычные действия на предмет их целесообразности.
  • За счет улучшения осознавания тела появляется легкость в обучении любым движениям и их понимание (относится к боевым искусствам, спорту, танцам, тай-цзи-цюань, обучению игре на музыкальных инструментах, актерской игре, любой другой активности, задействующей движение). Результат достигается быстрее за счет убирания всех лишний усилий и более точного восприятия своего тела (становится понятно, что куда двигать, а что не двигать и не напрягать с высокой детализацией всех нюансов) и вы находите свой собственный уникальный способ выполнения необходимого вам действия. Расширяются границы потенциальных возможностей в этих сферах. Метод помогает как новичкам, так и мастерам в различных областях почувствовать как они могут выполнять необходимые им действия лучше, чем они могли прежде.
  • Отдельно отмечают, что многие неприятные симптомы преждевременного старения, вызванные ограничением мобильности либо неправильно сложившимся стереотипом движений, также уходят за счет практики метода. Человек учится выполнять движения так, чтобы при этом не нужно было «кряхтеть» и «шаркать ногами». Движения, применяемые в методе, легкие, плавные и приятные, подходят для людей с любым уровнем подготовки (т.е. если вы можете лежать на диване, вероятнее всего вы сможете выполнять определенные уроки, за исключением острых случаев).
  • Постепенно происходит процесс телесной интеграции человека, совершенно конкретный и осязаемый — тело начинает ощущаться как «единый, хорошо смазанный механизм». Метод подходит для установления контакта с телом в качестве дополнения к психотерапии или же может быть использован в различных ситуациях, например, для избавления от боли в пояснице, просто с практической целью (научиться легче приседать или выполнять технически сложное действие и т.п.) или же для постепенной проработки всего тела и исследования собственных возможностей.
  • Осваивая метод, человек учится учиться — исследуя, играя, экспериментируя. Фельденкрайз обращал внимание, что метод предназначен не столько для развития гибкости, сколько для развития «гибкого мышления». Уроки Фельденкрайза построены таким образом, чтобы человек сам делал открытия, находил альтернативы и выбирал для себя оптимальный способ действия. Именно такое обучение на собственном опыте в любой области (вместо работы на заранее известный результат) пробуждает любопытство и энтузиазм к обучению все новым вещам, позволяет находить неожиданные, творческие результаты.

Цель метода Фельденкрайза — достижение такого состояния, в котором человек может максимально эффективно совершать необходимые ему действия, несмотря на ограничения, сложности и препятствия, с которыми он столкнулся в процессе жизни. Метод не является панацеей, а лишь одним из инструментов для работы с нервной системой через тело для улучшения повседневной жизни.

В основе метода лежат действия без насилия над собой, при выполнении уроков человек ориентируется на состояние комфорта, легкость, а выход за пределы текущего диапазона движений происходит постепенно и без напряжения. Такая мягкость обеспечивает широкие возможности применения метода в различных ситуациях.

Занятия по методу Фельденкрайза — это внутренняя работа. Смысл ее не в том, чтобы сделать какое-то заданное движение или добиться конкретной позы, а, в первую очередь, улучшение восприятия себя, своего тела и того, что мы делаем, а также нахождение новых путей совершения привычных действий, о которых ранее не подозревали. Занимаясь уроками Фельденкрайза, мы постепенно уточняем и расширяем наши представления о себе и лучше понимаем собственные возможности.

Обучаясь двигаться без лишнего напряжения, нормализуя работу мышц и положение скелета, мы нормализуем состояние нервной системы — человек приобретает способность принимать любые позы и делать любые желаемые движения в пределах естественной гибкости с недоступной ему ранее точностью и легкостью, а опыт осознавания того, как мы делаем, то что делаем, и поиска альтернатив собственных действий становится базой для творчества, обучения и более открытого мышления в целом.

Фельденкрайз?

Основатель метода Моше Фельденкрайз был разносторонне образованным человеком. По профессии инженер и физик, он стал одним из первых европейских черных поясов по дзюдо и впоследствии преподавал это боевое искусство в течение 25 лет. Фельденкрайз изучал различные традиции и дисциплины (среди прочих дзен, йогу, гипноз, акупунктуру и китайскую медицину), встречался и работал со многими выдающимися учеными, пионерами в исследованиях взаимодействия тела и психики, а также спортсменами и музыкантами.

Травма колена, полученная при игре в футбол в молодости и угрожавшая инвалидностью, заставила его искать способ вылечить себя. Постоянно экспериментируя, он заметил, что двигаясь медленно, замечая взаимосвязи между частями тела, можно найти новые способы выполнения привычных действий. Фельденкрайз анализировал как обучаются движению дети в процессе развития и каким образом используется тело мастерами дзюдо при наиболее эффективном выполнении приемов; в итоге он не только смог помочь самому себе, но и создал практический метод, который может улучшить качество жизни любого человека: от грудного ребенка до профессионального музыканта, спортсмена или домохозяйки.

Отказавшись впоследствии от карьеры физика, Фельденкрайз стал заниматься продвижением своего метода, так как понимал, что в мире практически нет людей, которым метод не мог бы помочь в их деятельности. Сам Фельденкрайз говорил, что не изобрел ничего нового; но его вклад состоял в том, что он сделал конкретными и применимыми многие абстрактные вещи.

После смерти Фельденкрайза в 1984 году открытия в нейробиологии во многом подтвердили многие из догадок Моше, в частности, его идеи об обучении и нейропластичности (изменении структур мозга под действием опыта). Не будет преувеличением сказать, что подход Фельденкрайза опередил свое время.

Метод Фельденкрайза получает все большее распространение и признание медицинским сообществом в Европе, Израиле, Австралии и постепенно распространяется в США, однако не столь хорошо известен в России и странах СНГ.

Как работает метод?

Метод Фельденкрайза не является разновидностью лечебной физкультуры или массажной техникой, его нельзя отнести к телесно-ориентированной психотерапии, это — метод обучения, который тем не менее имеет терапевтический эффект. В его основе лежит научный подход и комплексное понимание функционирования и развития нервной системы человека. Метод перекликается с работой с телом и движениями в некоторых восточных практиках, однако более функционально-ориентирован.



Источник: http://feldy.ru/
Категория: Реабилитационный центр "Родына" | Добавил: Наташа (26.05.2013)
Просмотров: 2236 | Теги: нервной системы, развития нервной системы человека, Функциональной интеграции, нейробиология, ДЦП Рейтинг:
5.0/5 из 1
avatar

Форма входа

Опрос

Достаточно ли Вы информированы о возможностях социальных услуг, как социальной помощи людям?
Всего ответов: 11

Лайкни :)

Центр Родына





Нравится

Кнопки и банеры

Кнопка нашего сайта

Реабилитационный центр Родына г.Киев

Горизонтальный банер

Вы можете нам помочь
разместив этот банер




ГЛАВНАЯ | О НАС | КОНТАКТЫ | НОВОСТИ | КОМАНДА | ПАРТНЕРЫ | СТАТЬИ | ФОТО | ВИДЕО | БЛАГОДАРНОСТИ | РОДИТЕЛЯМ | НАШИ ДЕТИ | ВЫПУСКНИКИ