Общественная организация инвалидов "Родына": (044) 497-17-05
Главная » Статьи » Реабилитационный центр "Родына"

Инклюзивное обучение: как вырастить изгоя?
Вместе в школе занимаются здоровые дети и инвалиды, они учатся дружить, понимать друг друга, помогать другу. Вырастают уже не такими людьми, как их родители, не делят людей по категориям в зависимости от физических особенностей… Такая идиллическая картина рисуется в первое мгновение, когда я слышу об инклюзивном обучении. Мгновение пролетает, и уже в следующий миг я вспоминаю одноклассника Диму.

У Димы была какая-то степень умственной отсталости. Он должен был учиться в спецшколе, но его мама очень хотела, чтобы Дима как можно меньше отличался от других детей, рос вместе с ними. Она приложила максимум усилий – и Дима стал учеником нашего класса «А» самой обычной неплохой средней общеобразовательной школы.

Вспомнить его нетрудно: высокий мальчик, у которого часто течет из носа, почти всегда – в грязном пиджаке со следами пыли и мела, у него иногда возникают проблемы с координацией движений.

А может быть, последнее мне просто кажется из-за того, что Диму постоянно толкали и он мне таким «шатающимся» запомнился? И в школу наш одноклассник всегда приходил в чистом костюме. Но за день его успевали испачкать так, будто он валялся под забором. А ведь действительно – валялся, но не под забором, а на полу школьных коридоров и кабинетов. Потому что кидали, били, пинали, играли им «в сифу». «Сифа» на диалекте наших мальчишек – это такая грязная тряпка, которой они кидались друг в друга. Порой вместо тряпки использовали Диму, швырялись им.

Правда, Димой его никто не называл. Не использовалось принятое среди мальчишек наименование Димон. Только – унизительные по смыслу клички…

Били его регулярно, беспричинно и жестоко. Причем это были самые обычные мальчики. Сейчас вот – чудесные люди, уважаемые отцы семейств…

Мы, четыре подруги, пытались порой образумить, остановить этот шквал жестокостей и унижений. Понятно, что наше «прекратите» никто не слышал… Мы бежали за помощью к учителям, драка (точнее избиение, во время которого Дима пытался заискивающе шутить, улыбался, пока было еще не очень больно) останавливалась. Но потом все вновь и вновь повторялось.

Дима, добрый по натуре, готовый помочь, начал стремиться стать таким же, как его обидчики. Учился звереть. Хотя все равно пытался пойти на сближение со сверстниками. Безрезультатно. За человека его никто не считал.

И мы, защищающие его четыре подруги, в том числе. Что мы испытывали? Жалость, смешанную с брезгливостью. Мы жалели его, как жалели котят (хотя котят, наверное, с большей симпатией). Мы были уверены, что нужно быть добрыми и помогать. И всегда были готовы помочь. Но вот как научиться делать это не свысока – тогда мы еще не знали.

Нам было неприятно, когда одноклассники поместили фото Димы на нашей страничке в выпускном альбоме за девятый класс. Вроде как: «Вы с ним возитесь, вот и будьте рядом». Но мы-то были уверены, что да, нам его жалко, но мы – ДРУГИЕ. Так сказать, принадлежим к более высокому классу (понятное дело, что не в социальном смысле).

Можно ли было прекратить издевательство над Димой хотя бы в стенах школы силами педагогов? Не знаю. Но когда две наших одноклассницы вырезали маленький кусочек из большого отреза дорогой ткани в кабинете учительницы труда, их собирались исключить из пионеров, вызвали родителей и заставили просить прощения при всем классе.

В ситуации с Димой такого почему-то не было. Не потому что у нас плохие учителя – они замечательные. Только вот общая шкала ценностей в обществе была соответствующей. И она, шкала эта, ничуть не изменилась с восьмидесятых, человек на ней – не самая большая ценность…

Что случилось с Димой потом? «Спился», - сказала мне не так давно одна из одноклассниц.

У Димы был сохранный интеллект, он мог бы учиться на крепкую тройку, а главное – изначально был добрым человеком. И надежды его мамы, наверное, могли оправдаться, если бы дело происходило не в самой обычной школе, самом обычном классе и вообще, скорее всего – не в нашей стране…

А дети всегда бьют (морально или физически) «особенных». Причем не обязательно «особенность» связана с инвалидностью. Национальность, материальное положение, не «те» родители и еще много чего. Дети жестоки. Вспомните «Чучело». Там Ленку Бессольцеву гнобили из-за «идейных соображений». Очень часто «идейности» не требуется. В разряд «не таких» может попасть любой. Что же говорить о тех детях, у которых действительно есть какие-то внешние особенности?

Как же быть с инклюзивным образованием? Не знаю. Но знаю точно, вводить его в масштабах страны – опасно и ни к чему хорошему не приведет. Одиночек будут по-прежнему травить, а если в классе окажется несколько учеников-инвалидов, они будут собираться в группы и вместе противостоять остальным. То есть – вновь разделение, а не наоборот. Влиять на ситуацию учитель в классе, где учится 30 человек, вряд ли сможет.

Будут ли способствовать точечные редкие эксперименты в небольших специальных классах изменению ситуации в целом? Мне кажется – не особо.

Да, в других странах имеется соответствующий опыт. Но у нас есть особенность все как-то невероятно переиначивать. Вот, в некоторых странах Европы благополучно реализуются идеи социализма. К чему привело воплощение в принципе тех же идей у нас в стране, к сожалению, мы все знаем.

Так что по поводу инклюзивного образования лично у меня – сплошные вопросы, без ответов…



Автор: Оксана Головко

Источник: http://neinvalid.ru
Категория: Реабилитационный центр "Родына" | Добавил: larisa_samsonova (19.03.2013)
Просмотров: 451 | Теги: Оксана Головко, инклюзия, инклюзивное образование, дети-инвалиды, инклюзивное обучение, детская жестокость Рейтинг:
5.0/5 из 2
avatar

Форма входа

Опрос

Достаточно ли Вы информированы о возможностях социальных услуг, как социальной помощи людям?
Всего ответов: 4

Лайкни :)

Центр Родына





Нравится

Кнопки и банеры

Кнопка нашего сайта

Реабилитационный центр Родына г.Киев

Горизонтальный банер

Вы можете нам помочь
разместив этот банер




ГЛАВНАЯ | О НАС | КОНТАКТЫ | НОВОСТИ | КОМАНДА | ПАРТНЕРЫ | СТАТЬИ | ФОТО | ВИДЕО | БЛАГОДАРНОСТИ | РОДИТЕЛЯМ | НАШИ ДЕТИ | ВЫПУСКНИКИ